Сергей Мухин (c_myxuh) wrote,
Сергей Мухин
c_myxuh

Category:

Жизнь как чудо. Или железная дорога как кино.. Сербия.

Сергей Мухин.


В фильме Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо"...
... старый автомобиль, вроде тех, что стоят в ретро-музеях, катит по рельсам, как обычный паровоз. Автомобиль сделал Лука, белградский инженер, который живет в богом забытом горном селе, пробивает тоннель в горах и строит железную дорогу из Сербии в Боснию. Если перевести на русский то, что делает Лука- пробивает окно в Европу.

*****
2.


В 1916 году, середине Первой мировой войны, когда Австро-Венгрия вторглась в Сербию и заняла значительную часть Балканского полуострова, завоеватели начали строить узкоколейную железную дорогу Шарганска Осмица.

3.


Узкоколейка должна была стать частью железнодорожного пути, между Белградом и Сараево и пройти от сербского города Ужице, до Боснийского села Доне Вардиште, общины Вышеград. Впрочем, австро-венгры успели построить только 9 километров.

4.


Между станциями Мокра Гора и перевалом Шарган, который дал название Шарганской Осмице проходит самый сложный горный участок. Достраивался он уже после войны, а вернее, между мировыми войнами, с 1921 по 1925 годы. Вертикальный перепад отметок здесь составляет 300 метров и чтобы преодолеть этот тяжелый путь, железная дорога, и без того со множеством поворотов, свернулась в восьмерку или осмицу, по-сербски.

5.


Расстояние между рельсами узкоколейки - всего 76 сантиметров. Такое строительство проще возведения стандартной колеи, дешевле, а главное практичнее, в горах, где радиус поворота имеет значение. По всему, австро-венгры не случайно выбрали такой тип дороги, обычный, кстати, для гор, хотя и имеющий множество «калибров». 76 см - один из самых узких. Паровозы с вагонами, за счет колеи, меньше и легче обычных поездов, значит меньше нагрузка на конструкции мостов. Уже тоннели, значит меньше вынимать скальных пород.

6.


Чтобы построить узкоколейку, пробили 22 тоннеля и построили 5 мостов. Длина новой дороги составила 58 километров и первые поезда шли по ней ровно сутки - 24 часа. Скорость локомотивов на узкоколейке невысока и даже с их усовершенствованием, в 1938 году, время в пути сократилось лишь до 16 с половиной часов.

7.


В 1974 году Шарганску Осмицу закрыли за убыточность, но через двадцать с немногим лет, точнее, в 1998 году нашлись энтузиасты, которые стали восстанавливать уникальную дорогу. К слову, место это очень красивое. Со временем, появились источники финансирования и узкоколейка превратилась в туристический объект.

8.


Новая «старая» дорога открылась в 2003 году, вернее пятнадцать с небольшим реконструированных километров путей, ровно там, где проходит восьмерка, самый интересный участок. Теперь, от станции Мокра Гора до станции Шарган Витаси ходят старинные поезда, с историческими вагонами, останавливаясь по дороге еще на двух станциях - Ятаре и Голубичи.

9.


Голубичи, как раз, то самое место где, разворачивается сюжет фильма Эмира Кустурицы- «Жизнь как чудо». Название станции несколько раз мелькает на экране, а построили «Голубичи» специально, как декорацию для фильма. Отсюда открывается отличная панорама гор и железной дороги.

10.


Замечательный фильм. Остроумный, красивый и трогательный.
Но и станция Мокра Гора тоже напоминает кинодекорации. Есть в ней что-то игрушечное. Домики, с оранжевой черепичной крышей, старинные вагончики, паровоз.

11.


По рельсам ходят… туристы. Большая, действующей модель железной дороги и сказочный антураж. И напоминает… Швейцарию. Любовью к железной дороге и педантичной аккуратностью.

12.


Недалеко, Эмир Кустурица построил старинную сербскую деревню. Кюнсендорф или Дрвенград. Город-музей. О нем я расскажу в следующей серии.

13.


14.



Šargan Eight Map-sr.svg

автор карты Ivan25 (лицензия Wikimedia)


Копирование фото запрещено.
(Авторские права охраняются федеральным законом РФ об авторском праве от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ).
Публикация (кроме Livejournal) - возможна только с письменного разрешения автора.
В Livejournal - репост возможен только c прямой ссылкой на источник и автора - над катом.
Изменение оригинальных текста и фото недопустимо.



Tags: Сербия
Subscribe

  • 2017... Год на кинопленке...

    Сергей Мухин... В древние времена, когда кино еще не снимали на телефон и даже не на видеокамеру, а на кинопленку, можно было путешествовать во…

  • Колыма

    "А я. Прощаюсь с городом просоленным, куда в любое время не доходят поезда И губы часто здесь обветрены мои бывали..."…

  • Однажды Тарантино...

    Фильм "Однажды в Голливуде" 1969. Картинка! Тарантино снимает все свои фильмы на пленку. В сюжет въезжаешь после того, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • 2017... Год на кинопленке...

    Сергей Мухин... В древние времена, когда кино еще не снимали на телефон и даже не на видеокамеру, а на кинопленку, можно было путешествовать во…

  • Колыма

    "А я. Прощаюсь с городом просоленным, куда в любое время не доходят поезда И губы часто здесь обветрены мои бывали..."…

  • Однажды Тарантино...

    Фильм "Однажды в Голливуде" 1969. Картинка! Тарантино снимает все свои фильмы на пленку. В сюжет въезжаешь после того, как…